КЛЯЙН Мелани - КЛЯЙН (Клейн) (Klein) Мелани (30 марта 1882, Вена - 22 сентября 1960, Лондон), английский психоаналитик австрийского происхождения; положила начало исследованиям бессознательных областей психики детей. Она первая разработала технику психоанализа детей через наблюдение за их играми. Ее работы позволили сделать заключение о наличии даже у новорожденных детей фантазий, комплексов и супер-эго.
Кляйн родилась в еврейской семье (девичья фамилия Райзес, Reizes); ее отец, врач, был высокообразованным человеком. Она интересовалась медициной, но не смогла получить специального образования, выйдя замуж и часто меняя место жительства в связи с работой мужа. В 1910 она встречает в Будапеште Шандора Ференци (см. ФЕРЕНЦИ Шандор), близкого соратника и друга Фрейда (см. ФРЕЙД Зигмунд), который познакомил ее с психоанализом и способствовал зарождению ее интереса к психоанализу маленьких детей. В 1919 вступает в Венгерское психоаналитическое общество в Будапеште, в 1921 по приглашению Карла Абрахама работает в Берлинском психоаналитическом институте, в 1926 - переезжает в Лондон, где работает и живет вплоть до смерти.
Первым ребенком, анализ которого она проводила в течение нескольких лет, параллельно с наблюдением за его развитием, был ее собственный сын (впоследствии именно эти работы позволят понять механизм переноса у детей, знание которого сделает ясным, что детей не должны анализировать их собственные родители). В 1919-1925 гг. Кляйн описывает свои наблюдения над игрой ребенка, беседы с ним, разрабатывает методику психоаналитических сеансов. По ее мнению, игра ребенка и его спонтанные вопросы более или менее соответствуют свободным ассоциациям взрослых людей. В 1927, Кляйн вступает в спор с Анной Фрейд по вопросу о методах, допустимых при психоанализе детей.
В 1930-х гг., перейдя к теоретическим работам в области психоанализа, Кляйн разработала теорию объектных отношений, согласно которой в первый период жизни младенца им воспринимаются частичные объекты (прежде всего, материнская грудь), соответствующие определенным физическим «драйвам». Эту стадию развития младенца Кляйн называет «параноидно-шизоидная позиция», поскольку частичные объекты делятся на «хорошие» и «плохие», что соответствует расщепленному (шизоидному) «Я». Внутренний мир младенца, по Кляйн, состоит из бессознательных фантазий; внутренние объекты формируются путем проекции «плохих» и интроекции «хороших» внешних объектов.
Параноидно-шизоидная позиция сменяется следующей фазой, «депрессивной», в которой ребенок устанавливает отношения с целостным объектом (матерью), причем по мере осознавания того, что хорошие и плохие частичные объекты принадлежат одной и той же целостности, развивается тревога депрессивного характера, вследствие боязни причинить зло матери и вины за собственные разрушительные импульсы.
С 1934 Кляйн начинает проводить психоанализ взрослых, хотя полученные результаты по-прежнему используются ей прежде всего для дальнейшего развития ее теории о детском бессознательном. В последние годы жизни она разрабатывает теорию о комплексе «зависти» у младенцев.
Ее работы, как методологического (прежде всего, психоанализ маленьких детей), так и теоретического характера (ее заключение о наличии сложного мира фантазий и «внутренних объектов» у новорожденных младенцев), зачастую встречали неодобрение в официальных медицинских кругах. В то же время, они оказали весьма значительное влияние как на британскую школу психоанализа (Винникот, Байон), так и на психоанализ в целом. Широко принята ее концепция «проективной идентификации», описание ею роли символических элементов фантазий и др.